Ушу и его развитие
Об ушу в целом
Прилагая усилия для стандартизации китайских боевых искусств, Была создана национальная рейтинговая система для мастеров ушу — Дуань. Официально появившаяся в 1997г. Эта система имеет 9 уровней (дуаней). При этом только четыре мастера, имеют девятый дуань. Один из них это мастер Ма Сяньда из Сианя — древней столицы Китая.

Более 20 лучших студентов мастера Ма Сяньда получили звание «Воин-герой» — звание, которое дается спортсменам, повторно занимающим одно из трех первых мест в национальных соревнованиях. Сыновья мастера Ма Юй и Ма Лунь также являются мастерами и национальными чемпионами.

Ма Сяньда родился в 1932 году в мусульманской семье, которая на шесть поколений прослеживает корни в практике боевых искусств. Ма Сяньда учился у своего отца Ма Фэнту и дяди Ма Инту, оба были признанными независимыми мастерами. Ма Сяньда изучал многие традиционные формы ушу, включая Тунбэй Пигуа, Каймэнь Бацзи, Ба шань фэн и Гуо чжао, а также европейский бокс. В действительности, Ма Сяньда был одним из самых первых китайцев, приступивших к освоению западных боевых видов спорта.

В 1952 проводился первый, после основания китайской республики в 1949, чемпионат по боевым искусствам. Ма Сяньда выиграл чемпионат по Лэйтай (свободному бою), где бойцы сбивали друг друга с приподнятой платформы. Он также выиграл чемпионат по бою с коротким оружием и Большой чемпионат по ушу. Ма Сяньда достиг этих побед, когда ему было 19 лет. В этом же году Ма выиграл в турнире Хэбэя по короткому оружию. В нем принимали участие соперники из разных городов и провинций. Ма выиграл все схватки.

Ма Сяньда решил посвятить свою жизнь боевым искусствам. После окончания педагогического колледжа он получил место преподавателя ушу, бокса и борьбы в физкультурном колледже города Сиань. Там он стал профессором и преподавал в течение 30 лет. Ма подсчитал, что он обучил приблизительно 10000 студентов китайцев и не китайцев за время своей карьеры, включая многих национальных тренеров и чемпионов. Ма написал много книг и статей по ушу, включая издание китайской энциклопедии ушу, (zhongguo wushu da cidian 1990.pdf) и заслужил много почетных званий за свою долгую карьеру. Возможно, самый славный титул он получил в 1995 году, когда он был признан одним из десяти лучших профессоров боевых искусств в Китае.

В 1998 году Ма Сяньда получил девятый дуань. В мае 2002 года Ма Сяньда отпраздновал свой 70-й день рождения и издатель журнала Kungfu Qigong Publisher Gigi Oh встретился с ним для эксклюзивного интервью. Как открытое издание по китайским боевым искусствам мы рады, что можем Вам представить первое интервью с Ма Сяньда.

О развитии китайских боевых искусств

Я, если использовать жаргон китайских коммунистов, − «Я лаобин» («старый солдат») Вся моя жизнь посвящена боевым искусствам. Я − профессиональный боец. Ушу развивается в Китае с 1949 года. Очевидно, что китайское правительство посвятило себя делу совершенствования, но некоторые из этих улучшений идут во вред. Как говорят наши старики: «даже если у тебя доброе сердце ты не получишь лучшей награды», − так и мы не видим положительного эффекта. Я могу пойти дальше и сказать, что, из-за неправильной политики правительства, нашему древнему культурному наследию причинен определенный вред. Например, в 1949 году у нас была политика Ва Шань Динь (дословный перевод: «трехногий кубок династии Шань», что можно перевести как «откопаем древние сокровища»). Все шло хорошо до 1955 года, когда вся политика повернулась на 180 градусов. Правительство отменило все, что было сделано, и задавило ушу, особенно древнюю, традиционную часть ушу. Это продолжалось долгое время. Ведь оно пыталось развивать современное (спортивное) ушу, а не старый, традиционный, добротный материал.

Например, можно вспомнить китайского исторического героя, генерала Ци Цзигуана. Объективно, его роль в истории была даже важнее, чем у легендарного Юэ Фэя. Юэ Фэй боролся против людей народности Чжин. Ци Цзигуан боролся против японских пиратов. Он привел свои войска численностью 7000 на защиту Жэйчжианя, продолжавшуюся 10 лет, и полностью уничтожил там японских пиратов. Даже многие японцы уважают его признавая, что он был великим генералом. Также он был мастером и учителем китайского ушу. В своей известной книге «Чжи Шоу Цинь Хуа», включающей 14 глав, четыре главы он посвятил ушу.

Ци Цзигуан сильно возражал против придания ушу излишней пышности, красоты и элегантности, которые нужны только для показа зрителям. Это подобно красивому дворцу, который пуст внутри. Ушу Ци Цзигуана − это настоящее умение и боевая схватка. Без сомнения, это сама сердцевина ушу. Но это ещё незавершенное (нецелостное) ушу. Для целостности ушу также необходимы время, физическое и умственное развитие. Но никогда не забывайте, что сердцевина ушу − это Цзи (удар). Вы должны иметь настоящее умение боевой схватки, и уж точно не демонстрировать «пышное цветение для любования».

В упомянутый 1949 год мы стали последователями цветочного направления ушу, и это причинило ушу немалый вред. Если вы нанесете реальный удар рукой или ногой, то вас тут же назовут Вэйцзи («тот, кто хочет только драться»). Я определенно не Вэйцзи. Я объективно смотрю на ушу, как на целое. Даже тайцзи имеет аспект Цзи. Как только вы начали выполнять форму тайцзи, у вас есть стойка «руки держащие мяч», и она может быть использовано для удара. Во многих движениях тайцзи присутствует Цзи.

После 1949 года правительство вложило немало денег в стимулирование развития ушу. Коммунисты, на самом деле, вложили даже больше денег, чем республика Китай. Чан Кайши основал центральный институт Гошу и назначил генерала Жань Цзичжианя директором. В комитет директоров входили такие знаменитые военные лидеры как Лин Сэн, Чан Кайши, Сунь Кэ (родственник Сунь Ян Сена), Вэй Чуансян и другие. Они подчинялись министерству образования и, в сою очередь, учредили Академию физкультурного образования Гошу 国术. Каждая провинция основала свой собственный Гошу гуань (тренировочный зал боевых искусств) под управлением губернатора провинции. Вице-директор был, по сути, администратором и выполнял всю необходимую работу. Это была огромная система. Большая честь, но без денег. Титул без оплаты. Много хорошего материала было наработано именно во времена генерала Жань Цзичжианя, потому, что тогда пытались комбинировать ушу с западным физкультурным образованием. Ушу не может быть стержнем в период огнестрельного оружия, это было бы слишком устаревшим, таким образом мы вынуждены комбинировать его с физическим образованием. Специфическими чертами ушу все еще остаются нападение, защита и способность сражаться. Ушу и физкультурное образование имеют одну и ту же характерную особенность. Это культура. Мы можем использовать эти специфические черты ушу в комбинации с системой, развившейся на западе. Это очень полезное дело, которое осуществил генерал Жань Цзичжиань. Также он избавился от некоторых «сорняков» китайского ушу.

Когда произошла культурная революция, положение ухудшилось. Её лидеры отказались от сущности боевой борьбы. Они оставили только пустой панцирь. При этом они говорят, что стимулируют саньшоу, а также короткое и длинное оружие. Если вы скажите, что ушу обладает Цзи, тогда вы будете публично признаны виновным. Я настойчиво поддерживаю сердцевинную часть ушу. Это − база китайского ушу.

«Банда четырех» разрушила все, потом пришел Дэн Сяопин и политика открытых дверей. Были открыты многие системы. Ушу неожиданно ожило. Усилилось саньда. Пошли на лад дела в национальных боевых искусствах, и простые люди смогли изучать ушу. Это конечно хорошо. Но, как бы то ни было, политика правящих органов не была вполне правильной. Поэтому мы и не получили ожидаемых результатов.

Вначале 70-х я тренировал первую группу ушу, которую отправляли в США. Но поскольку я не был коммунистом, и моя биография была не очень приемлемой, я не смог поехать. Несмотря на это я подготовил группу и написал все объяснения. Я написал всю литературу и терминологию. Я не смог объяснить ушу, поэтому я просто перевел это фонетически. После поездки в США многие американские журналы описывали ушу как традиционный китайский балет – искусство, похожее на полет бабочки. Но это произошло потому, что они смогли увидеть только внешнюю сторону. Они не смогли увидеть возможности нападать и защищаться.

О Гунфу и Гошу

Мой отец придумал название Гошу. Он был побратимом Жань Цзичжианя. В то время китайское изобразительное искусство называлось Го Хуа (национальное рисование), язык назывался Го Ю (национальный язык), а китайская медицина − Го И (национальная медицина). Поэтому естественно, китайское ушу было названо Гошу. В периоды династий Цин (1644-1911) и Мин (1368-1644) оно называлось Уи 武艺(боевые навыки). В периоды Цин (221-206) и Хань (206-220) оно называлось Шоубо (сражающиеся руки). Во времена Тан (618-907) и Сун (960-1279) название было Бянь (биение, кнут). После 1949 г. его назвали ушу. За границей люди называли его гунфу, но я не думаю, что это правильно, потому, что у чайной церемонии тоже есть гунфу. Гунфу − это степень ваших достижений, степень успеха. Гунфу включает в себя время и степень (уровень). Если вы используете современный язык, то можете сказать, что это уровень достижений.

В Китае соревнование по ушу, саньда освещаются масс-медиа очень ярко и, чаще всего, имеют коммерческую составляющую. В противоположность этому, соревнования по таолу стандартизированы. Они больше похожи на танец, и даже высокий уровень национальных турниров не собирает много зрителей. Никто не хочет смотреть на 100 человек делающих одно и то же. Даже если ушу таолу вошло бы в олимпийскую программу, то это не означало бы, что люди захотят смотреть на это. Не каждая категория олимпийских видов спорта имеет зрителей. Если ушу не войдет в олимпийскую программу, тогда все виды китайских боевых искусств сохранят возможность расцвети одновременно. Но если оно войдет в олимпийские виды спорта, и правительство будет развивать только ограниченное число его направлений, то другие виды боевых искусств исчезнут. Правительство будет поддерживать небольшую группу профессионалов, чтобы представлять всю китайскую культуру. Это вызывает опасения у представителей самых разных объединений ушу.

Все это результат действий некоторых руководителей, которые хотят показать, что чего-то достигли. При этом они уверяют, что хотят оставить ушу некоторую традиционность. Если ушу превращается в спорт, то никогда больше оно не будет настоящим древним сокровищем Китая. Тайский бокс не может быть олимпийским видом спорта, но люди все еще смотрят его. Олимпийские бокс и баскетбол не имеют столько любителей, сколько имеют обычный бокс и баскетбол. Футбол собирает огромное количество публики, хотя и не входит в олимпийскую программу.

О Саньда

Современные фильмы жанра боевой фантастики с полетами и тому подобным, не имеют никакого отношения к настоящему ушу. На самом деле эти фильмы являются даже помехой нормальному развитию ушу, потому, что демонстрируемые сцены очень гиперболизированы.

Но вы не можете сделать из ушу сказку. Вы должны посмотреть на него с научной стороны. Его боевая эффективность должна быть научно обоснована. Критики не должны унижать ушу комментариями вроде «китайское Саньда не способно противостоять тайскому боксу». Ушу это то, что вы можете тренировать и практиковать, но оно также включает и поединки. Если мы не можем соревноваться с бойцами тайского бокса, значит, наш метод не правильный. Сейчас профессионалы ушу учатся по четыре года в колледже. Это слишком мало, для того чтобы глубоко изучить ушу.

Например, в 1999г. проводились бои на Тайване. Мой сын был на них судьей. Это было не так уж хорошо. В противоположность главным лидерам я критиковал наше саньда. Наше саньда выглядит как инь и ян, смешанные в одно, потому, что, техника саньда не содержит ушу. Там был только европейский бокс, но и даже бокс не был хорош. Я был одним из первых китайцев, кто учился боксу у европейских экспертов и я был чемпионом мира. Толчки, броски, удары не похожи на китайские. В китайских боевых искусствах прекрасные удары, но никто в саньда не может сделать их. Это похоже на человека, нарядившегося в традиционную китайскую одежду, но с европейскими усами. Вы выглядите как бы «посередине». Вы не можете объяснить разницу между ударом саньда и корейским, тайским или японским ударом.

Я был первым чемпионом по саньда в 1952 г. Мне было тогда 19 лет. На этих соревнованиях было представлено три весовые категории: легкий вес (менее 54 кг), средний (54-80 кг) и тяжелый (более 80 кг). Я выступал в среднем весе. На это соревнование приехали представители разных школ: Шаолинь, Удан, Син-и, Багуа и других. И можно было определить к какой системе принадлежит тот или иной приехавший боец. Сейчас в саньда вы не сможете этого сделать. Вы не найдете специфики. Хотя даже в боксе вы можете различить разные стили, например, британский от американского. Сейчас никто не тратит время, на то, чтобы изучать основы ушу. Проблема в том, что тренировки по базе ушу слишком слабые. Никто не удосужится узнать, чем отличается саньда от ушу.

Нам надо вложить в саньда больше от китайских традиционных боевых искусств. Фактически на протяжении последних 100 лет о китайских боевых искусствах только писали в газетах, но реальные поединки не проводились. Сейчас мы снова можем сражаться. Это хорошо. Как бы то ни было, в последнее время некоторые китайские медиа службы преувеличивают, говоря, что ушу настолько хорошо, что наш боец победил русского бойца. Но этот русский не был боксером, он был спортсменом по поднятию тяжестей. Китайцы любят хвастаться, потому, что у нас есть национальная гордость. Причиной этому то, что мы были так слабы последние 50 лет. Британцы и японцы приходили и забирали наши земли. Наш дух ослаб. Теперь мы преувеличиваем результат любого, пусть даже небольшого события, потому, что мы хотим компенсации.

Сейчас мы должны использовать настоящие научные методы в нашем ушу. Если вы говорите, что у вас есть невероятно эффективная техника, вы должны проверить ее научными методами и выяснить, чего она стоит. Вы не можете ограничиться устным заявлением или оставить это на бумаге. Это не пройдет в реальной жизни. А что представляет собой лаборатория ушу? Это турнир или поле боя.

О тайцзи

Я люблю шутить по поводу последователей тайцзи. Говорят, что основателю этого стиля – Чэнь Вантину приснилось, что он изучил тайцзи у мистического даосского воина Жэнь У и, овладев им, победил сто человек. Некоторые люди верят в эту легенду. Но по сути это всего лишь шутка. Это ненаучная сторона ушу. Сейчас ушу должно быть научно доказано. Это культура. Это знания. И эти знания должны быть проверены. Если они не могут быть проверены, то это ненастоящее ушу.

В 60-е годы люди привезли тайцзи в Японию, и теперь вы можете видеть ассоциации тайцзи по всей Японии. В 1985 году я провел семинар в Осаке, где я рассказал им, что по идее они должны называться не ассоциациями тайцзи, а ассоциациями ушу. Это похоже на отношения матери и сына. Ранее они включали в тайцзи даже техники Шаолиня. Теперь ассоциации называются ушу.

О техники владения коротким оружием

История короткого оружия в Китае знает свои взлеты и падения. В 1949 году у него был очень хороший момент развития. Затем, во времена культурной революции был тяжелый период. Пару лет развитие продолжалось, но затем снова был упадок. Я целиком и полностью убежден, что мы должны в первую очередь тренировать базу, включая первичные навыки боя. Если вы этого не делаете, вы просто идете на бой неподготовленным. Мы должны знать корни. Навыки реального применения, должны быть категорией ушу.

Короткое оружие, тайцзи — это всего лишь отдельные категории ушу. Люди, которые говорят, что саньшоу — это саньшоу, а ушу — это ушу, ошибаются. После того как обычные люди стали соревноваться в боях с коротким оружием, управление города Пекина решило урегулировать проведение этих боев. Оно посчитало, что простой народ, всё равно будет тренироваться, а раз так — правительству лучше стимулировать это желание. В результате — я помогал в развитии боев коротким оружием. Были установлены правила и разработана методика. Сейчас есть стандартная защитная экипировка, разработанная специально для боев коротким оружием. Я разработал оружие для фабричного производства. Весит оно около 400 грамм и имеет длину от 1 до 1.1 метра, в зависимости от пола бойца.

История Цзянь (прямой меч) уходит корнями в период Весны и Осени (770-476 гг. до н.э.) и Сражающихся Царств (476-221 гг. до н.э.). По легенде исторический воитель Жоу Вэн убил таким мечом 300 человек. Использование техники меча всегда вызывала смертельные исходы, что замедляло её развитие. Не так уж многие её практиковали. Как мы можем улучшить практику владения коротким оружием, не травмируя людей, и в то же время, чтобы они могли показать свою технику? Это направление, в котором нам надо двигаться. Сегодня ушу в основном культивируется для обретения и поддержания здоровья, так что это — наш первый приоритет.

В 1928 г. у нас было государственное искусство, возглавляемое генералом Жань Цзичжианем. Под его руководством мой отец Ма Фэнту и мой дядя Ма Инту пытались развивать короткое и длинное оружие. В это же время они также основали Гошу. Стандарт качества обучения тамошних студентов был очень высоким. Они комбинировали китайские боевые искусства и спорт, выпустив много студентов, оказавших влияние на дальнейшее развитие ушу. Эта практика всемерно влияла на Индонезию и Сингапур. Даже сегодня люди на Филиппинах говорят «гошу» вместо «ушу». Они также изучают длинное и короткое оружие и саньшоу. В США все еще нет настоящих соревнований по короткому оружию, проводятся только отдельные поединки. В Китае мы уже начали проводить соревнования на коротком оружии и скоро начнем на длинном. Я слышал, что в Канаде и Японии соревнования по длинному оружию уже существуют в виде турниров.

О культуре китайского ушу
Американцы сейчас очень сильны, потому, что сильны их наука и оружие. Китай тоже был очень сильным в прошлом. Император Цинь Шихуанди построил Великую Стену. Сейчас у нас ещё осталась Великая Стена — это ушу. Если бы у нас не было развито владение холодным оружием, как части ушу, мы давным-давно были бы завоеваны. Но Китай продолжает существовать. В 1930 мой отец (и учитель) написал статью озаглавленную «Боевая культура – мать китайской культуры». Позже в 1949 году Мао Цзэдун спросил в своей статье «Что первично для нас Ухуа или Вэньхуа? Боевая культура или гражданская культура?». Мой отец принадлежал тому же поколению, что и Мао — всего лишь на пять лет старше. Я никогда даже не пытался обсуждать эту статью, потому, что Мао -великий лидер, а мой отец был простым человеком. Простой человек не может иметь то же мнение, что и святой. Хотя оба этих старых человека имели свои весомые аргументы. При этом в одном они были согласны: если у вас нет культуры У, как у вас может быть культура Вэнь? Конечно, они оба немного заблуждались. В древние времена люди сражались с тигром или леопардом за выживание, чтобы защитить себя или ради еды. Это развивало их навыки выживания. Но вы не можете назвать это культурой У. Позже люди выживали за счет обработки земель. Это также не является культурой У, потому что они просто пытались выжить. Позже, когда было добавлено владение оружием и «искусный кулак», тогда вы убивали тигра настоящей эффективной техникой. Это содержало в себе часть человеческой культуры. Это и есть воинская культура.

Китайское ушу это сущность китайской культуры. Почему эта важная часть исчезает? Во времена династии Сунь получил распространение принцип Ли Сюе («для всего есть образец»). Считалось что, если вы знаете, как пишется официальный документ, установленного формата, то вы прошли тест и будете младшим офицером. Поэтому наша наука также отстала. Людям не надо было думать. Они просто следовали шаблонам системы. Несмотря на то, что мы восхищаемся собой, вспоминая, что китайцы изобрели бумагу, порох, компас, но мы ничего не сделали между этими событиями. Что в этом хорошего? Наш порох не смог остановить британцев. Мы забросили нашу науку. Как мы могли защититься от британцев и японцев? В ушу также есть эта проблема. За весь этот период мы начали ослабевать, исчезать. Наш китайский дух умирает, ведь ушу — важная часть нашего духа. Умирает, несмотря на то, что у нас 5000 летняя культура, и мы должны были бы быть великими. Умирает, несмотря ни на что. Это произошло из-за принципов, насажденных династией Сунь.

Китайское ушу должно иметь китайский «вкус» (колорит). И дело здесь вовсе не во внешней упаковке. В старые времена, как мы знаем, практически все бойцы носили флаги на своих спинах. У тайских боксеров есть свой ритуал. Они танцуют, когда выходят на бой, и все относятся к этому с уважением. В старые времена, когда простые люди начинали занятие по боевым искусствам, они сначала кланялись мастеру. Потом они должны были сказать «не смейся надо мной, мои навыки не совершенны». Но во времена Мао мы просто отбросили эти древние традиции. Мао принижал даже значение Конфуция. Нам надо восстановить свои старые традиции. Таиланд, Корея, Япония и многие другие азиатские культуры в свое время подверглись влиянию китайской культуры. Эти младшие братья очень постарались сохранить то, что имели. А вот старший брат просто выбросил все, что у него было. После 1949 года у нас были значительные улучшения в некоторых областях жизни. Но в других областях мы уничтожили много традиционного в китайской культуре. Некоторые знают только одну теорию – теорию Мао. Хороша ли теория Мао? Действительно, в ней есть некоторые хорошие части. Мне нравится читать Мао, особенно о тактике на поле боя. Но вы не можете стимулировать только одно и забросить все остальное, не навредив культуре в целом. Мао продвигал идею Байхуа цифан (полная цитата «百花齐放, 推陈出新 – пусть расцветают сто цветов, нужно отбрасывать устаревшее и открывать новое)» как синоним «поддержка всех структур»). Оценивайте народы страны по справедливости, с вершины своего сердца. Таким образом, вы сможете сохранить традиционные боевые искусства. Если Китай пытается вернуть свою былую славу, тогда мы должны выбрать правильное направление. Без этого мы не достигнем цели. Хотя уже сейчас видно, что наше положение улучшается, если люди больше не голодают.

О целостности

Совсем недавно я был на праздновании 90-летия одного мастера. В своей речи я поздравил его с успешным преподаванием. Я заметил, что его студенты глубоко его уважают, если устроили ему такой праздник на день рождения! Он должно быть хорошо разъяснил им, как уважать старших и принцип «уважай учителей и философию». Сейчас общественная этика загнила. Все китайское общество, включая Тайвань, столкнулось с этой проблемой. Простой старый рабочий не имел высокого социального положения, но у него были хорошие ученики. И у его учеников присутствовало качество Дэ (целостность). Они изучали боевые искусства у своего учителя и сейчас они преуспевают настолько, что смогли устроить своему учителю такой хороший праздник на день рождения. Это доказательство того, что учитель успешен.

Чжань Цзэмин говорил, что вы должны использовать Дэ как политику, чтобы вести страну. Чан Кайши также уделял много внимания Дэ. В то время у нас были: 4 силы, 8 принципов, (этикет, вежливость, правдивость, этика, патриотизм, почитание родителей, доброжелательность, сострадание, надёжность, изящество, справедливость, добродетельность, гармония). В совокупности это и есть Дэ. Мы китайцы постоянно видели эти лозунги, но сейчас мы даже не знаем, что значит вежливость или изящество. Так как же мы можем говорить о Дэ? В первую очередь мы должны уважать своих родителей. Сегодня множество людей даже не знают, как уважать своих собственных родителей, так как же мы можем говорить, что у нас есть Дэ? Дэ это то, чему мы действительно должны придавать особое значение. Дэ включает Удэ (боевую этику). Удэ — не просто пустой звук, не просто название. У вас должно быть Удэ. Только после этого у вас может возникнуть боевое умение. Только тогда вы сможете показать ваши умения в боевых искусствах.
Мы все знаем правителей, Чжан Фэя и Лю Бэя периода трех царств (220-265 гг.). Эти три героя вместе не смогли одержать победу над Лу Бу. При этом вы можете найти храмы, посвященные Гуаню, Чжан Фэя и Лю Бэю, но ни одного – Лу Бу. Почему? Ведь Лу Бу был лучшим как воин. Это потому, что Лу Бу совершенно не обладал никаким Дэ. Он убил своего отчима из-за женщины. У него было три отчима, и он убил их всех. Вот почему у Ло Гуаньчжуна в его романе «Троецарствие» первой личностью, выставленной в плохом свете, является Лу Бу. Итак, Дэ и Кай должны сочетаться и быть едины.

Перед всеми боевыми сообществами, включая американское и российское, встает важный вопрос: как нам установить более высокий стандарт Удэ? Как мы собираемся развивать и стимулировать это? Если Удэ сильно и все следуют ему, то все сообщество становится сильным, постепенно поднимаясь на всё более высокий уровень.

Уже опубликована новая книга старшего мастера Ма по китайскому спортивному оружию. Он также планирует издать книги по Бацзи Ма цзя, Фаньцзы Ма цзя, Пигуа и китайскому длинному оружию.

Перевод А.Нешпор, редактор Д.Адашев.

«назад